воспитатель Мозгова О.Р.

Консультация для родителей

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО»

         По результатам  международного исследования, в котором была поставлена задача - выявить степень влияния различных образовательных ступеней на жизненную успешность человека выяснилось, что наиболее «влиятельными» с этой точки зрения являются стартовая и завершающая ступени образования -  дошкольное и высшее. Надежный фундамент «человеческого в человеке», возведенный в детстве, плюс возможность  достижения с опорой на него  вершин профессионального и личного роста, которую создает пребывание  в университетских стенах, - вот самая общая формула жизненного успеха.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

        Результатом освоения программы являются  целевые ориентиры. Целевые ориентиры по развитию элементарных математических представлений (РЭМП):

- ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- считает, вычисляет, измеряет, моделирует;

- владеет математической терминологией;

- развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;

- владеет простейшими графическими навыками и умениями;

- владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).

      На мой взгляд, овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей  предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать  чувства и поступки, аргументировать свои выводы, закрепить и повторить изученный материал. Отсюда требования ФГОС к предметно- пространственной среде в ДОУ . Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития» ребёнка (дидактические игры, занимательный дидактический материал).

Для поддержки детской инициативы ФГОС рекомендует использовать: игру, опыт и проект, а также досуговую деятельность. Отдельным и очень важным звеном ФГОС выделяет работу с семьей.

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.  Таким образом, ФГОС предполагает наличие достаточного количества игр по РЭМП в предметно-пространственной среде.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Вывод: Приоритетными формами работы по развитию элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС является игровая деятельность, экспериментирование, проектная деятельность и  досуговая деятельность. Отдельным и  важным звеном ФГОС выделяет работу с семьей.

 

     

Консультация воспитателя Свешниковой Натальи Николаевны  "Лепка – вид изобразительной деятельности детей"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

           В семье  изобразительных искусств, - отмечал И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

          Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином.

          Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концом пластилиновый столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

          Одновременно ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой,  строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

          Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к условию целого ряда математических представлений.

          Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и  аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика  и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

          В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

          В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

          В сюжетной лепке могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

          В декоративной лепке дети знакомятся с народным прикладным искусством, с разными его видами. Красивые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.