Воспитатели: Чистакова Светлана Анатольевна, Алексашина Надежда Валерьевна

воспитатель Алексашина Надежда Валерьевна

консультация для воспитателей

"Использование методов и приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ технологии)

в развитии творческих способностей дошкольников"

«Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»

К. И. Чуковский

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Все программы дошкольного образования включают в себя развитие творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

С 1999 года я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах образовательной программы. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В образовательной практике с детьми подбираем звуки к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления –Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением пиктограмм, по вертикали – героев литературных произведений. Дети с легкостью вспоминают название сказки и рассуждают о его характере. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового рассказа: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – героев, про которых будем придумывать новые истории. На соединении осей координат получается новый образ. Кроме того, дети придумывают название новым, несуществующим героям (например, коробочка + колобок = корбок, клубок +мышь = клубышь).

Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о рабочих инструментах, прослушанных литературных произведениях. В разделе речевого развития использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия –  на исполнительское творчество: первый круг – сказочные предметы, второй круг – литературные герои, в дальнейшем используются для сочинения рассказа, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив героя и предмет, придумать историю в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия на знакомство с предметами, из каких частей они состоят.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов: выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Приобщение к художественной литературе». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Речевое развитие», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики литературных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании литературного произведения.

Метод Мозгового Штурма я использую на каждом занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную сказку, а героев нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на творческих занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых, в смелого, преодолевшего все преграды наездника, в весеннюю радостную птичку.

Очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и чтения стихотворений по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

Так же я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
  • игры со звуками – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;

Показателем своей работы, я считаю тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с родителями нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись, а на празднике вместе с детьми смогли исполнить на придуманных и изготовленных своими руками самодельных шумовых музыкальных инструментах свою придуманную музыку.

Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

воспитатель Хныкина Елена Александровна

Здоровье и здоровьесберегающие технологии: воспитание детей в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования.

Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Безусловно; главной ценностью в условиях реализации его в дошкольных организациях выступает здоровье ребенка. Вся  ориентация учебно-воспитательного процесса, содержание и формы работы нацелены на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

Существует множество трактовок понятия “здоровья”, но суть их сводится к тому, что здоровье – важнейший и необходимый атрибут, условие существования и полноценной жизни человека.

Проблемой здоровья занимаются медики, психологи, педагоги. У каждого из них свои пути, но цель едина. Создать все условия, чтоб человек был здоров физически, психологически и нравственно.

Созданная и активно развивающаяся наука о здоровье - валеология поставила задачу –максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддерживание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды, которая решает всеми образовательными организациями.

Здоровье и отношение к нему формируется у ребенка с детства. Любое общеобразовательное учреждение должно будет носить оздоровительно - педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у ребенка потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков приятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми природой искусством.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (профессиональной компетентности педагогов, материальной базы, а также учета показателей заболеваемости детей).

Система здоровьесбережений в ДОУ включает в себя:

-комплекс закаливающих мероприятий;

-непосредственную образовательную деятельность по физической культуре;

-оптимизацию двигательного режима

-включение инновационных технологий оздоровления и профилактики;

-формирование валеологической компетентности ребенка, родителей и педагогов;

-организация рационального питания;

-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-соблюдение требований СанПиН к организаций педагогического процесса;

-комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья всех участников образовательного пространства.

Основным направлением здоровьесберегающией деятельности дошкольного учреждения является рациональная организация учебного процесса. Поэтому здоровьесбережение осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

После обеденного сна также должна проводиться оздоровительная работа, которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Например, в целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение: по ребристой доске; по следочкам (нашиты различные пуговицы); по массажному коврику; по гимнастической палке.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика снижает утомляемость глаз, расширяет зрительное поле, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, снижает спазм аккомодации глаз, служит профилактической нарушения зрения.

Важнейшим условием здоровьесбережения выступает обучение детей правильному дыханию. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует увеличению объёма дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры, регулирует дыхательный ритм, формирует навык рационального дыхания, формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Используется также пальчиковая гимнастика, артикуляционная, логоритмика, су-джок терапия, арт педагогические приемы и др.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников – активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализует совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

С этой целью проводят совместные физкультурные праздники и развлечения, беседы, консультации, практикумы. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует использовать весь арсенал педагогических средств, осуществлять работу по валеологическому воспитанию, решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно сообща.

Список литературы:

  1. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие,-М,: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Татаринкова Л.Г. российская школа здоровья и индивидуального развития детей: к проблемам пед. Валеологии: пособие, - СПБ,:СПбАППО,2004.

                                                                                                                                                           

Консультация воспитателя Чистаковой Светланы Анатольевны

 "Лепка – вид изобразительной деятельности детей"          

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

           В семье  изобразительных искусств, - отмечал И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

          Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином.

          Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концом пластилиновый столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

          Одновременно ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой,  строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

          Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к условию целого ряда математических представлений.

          Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и  аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика  и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

          В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

          В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

          В сюжетной лепке могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

          В декоративной лепке дети знакомятся с народным прикладным искусством, с разными его видами. Красивые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.

 

"Особенности работы в разновозрастной группе

(гендерный подход)"        

                                                                                                                   

Проблема гендерного подхода на сегодняшний день является достаточно актуальной. В дошкольном учреждении делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей. В период дошкольного возраста происходит становление личности ребенка, и то как он будет воспитан, какие правила и нормы поведения он усвоит, зависит в первую очередь от родителей и педагогов. В советское время использовался подход к детям как «единому целому» коллективному воспитанию. Позднее в 90-х годах, стали учитываться индивидуальные особенности детей такие как: тип высшей нервной деятельности, способности, талант. В современных образовательных программах введена задача формирования гендерной принадлежности как один из важных моментов социализации.

Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается в обществе. В дошкольном образовательном учреждении должна учитываться среда благоприятная и комфортная для девочек и мальчиков. Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды нацелен на успешность гендерной социализации, основываясь на ряде факторов:

-Содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры,

-Основные объекты должны быть включены в различные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную).

В игровой деятельности педагог должен обращать внимание на распределение ролей. «Дочки-Матери» - папа и мама. Игра «Доктор», где дети могут спокойно меняться ролями. Количество игр, ориентированных на мальчиков и девочек, накопление игрового материала, подбор дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей. Педагоги и родители также должны учитывать физиологические особенности мальчиков и девочек, так как мальчикам нужно больше пространства (ведь они больше двигаются) – например «игра в моряков». При обучении детей воспитателю важно знать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Общеизвестно, что присущая ребенку - дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека - образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. Также педагоги проводят работу с семьей. Для полноценного воспитания ребенка важно чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания, с этой целью могут проводиться различные беседы и консультации: «Воспитывать и любить по-разному», «Во что и как играют девочки и мальчики».

Модель реализации гендерного подхода ориентирована на технологии гендерного воспитания, которые представлены интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации), диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики – девочки), театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации), двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы) и форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная). Содержание работы по данному направлению реализуется как в специально-организованных видах деятельности: познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др., так и в свободной детской деятельности: игры, непосредственное общение детей друг с другом. Результатом гендерного подхода мы видим гендерную социализацию детей: освоение культуры поведения и общения: мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам; повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей, их творческого потенциала; родители воспитанников расширят свои знания об особенностях воспитания детей.