Воспитатели:      Чистакова Светлана Анатольевна                                                                                                                                                                                                                                                  

Статья воспитателя Чистаковой Светланы Анатольевны             

"Особенности работы в разновозрастной группе

(гендерный подход)"        

                                                                 

Проблема гендерного подхода на сегодняшний день является достаточно актуальной. В дошкольном учреждении делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей. В период дошкольного возраста происходит становление личности ребенка, и то как он будет воспитан, какие правила и нормы поведения он усвоит, зависит в первую очередь от родителей и педагогов. В советское время использовался подход к детям как «единому целому» коллективному воспитанию. Позднее в 90-х годах, стали учитываться индивидуальные особенности детей такие как: тип высшей нервной деятельности, способности, талант. В современных образовательных программах введена задача формирования гендерной принадлежности как один из важных моментов социализации.

Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается в обществе. В дошкольном образовательном учреждении должна учитываться среда благоприятная и комфортная для девочек и мальчиков. Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды нацелен на успешность гендерной социализации, основываясь на ряде факторов:

-Содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры,

-Основные объекты должны быть включены в различные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную).

В игровой деятельности педагог должен обращать внимание на распределение ролей. «Дочки-Матери» - папа и мама. Игра «Доктор», где дети могут спокойно меняться ролями. Количество игр, ориентированных на мальчиков и девочек, накопление игрового материала, подбор дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей. Педагоги и родители также должны учитывать физиологические особенности мальчиков и девочек, так как мальчикам нужно больше пространства (ведь они больше двигаются) – например «игра в моряков». При обучении детей воспитателю важно знать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Общеизвестно, что присущая ребенку - дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека - образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. Также педагоги проводят работу с семьей. Для полноценного воспитания ребенка важно чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания, с этой целью могут проводиться различные беседы и консультации: «Воспитывать и любить по-разному», «Во что и как играют девочки и мальчики».

Модель реализации гендерного подхода ориентирована на технологии гендерного воспитания, которые представлены интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации), диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики – девочки), театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации), двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы) и форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная). Содержание работы по данному направлению реализуется как в специально-организованных видах деятельности: познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др., так и в свободной детской деятельности: игры, непосредственное общение детей друг с другом. Результатом гендерного подхода мы видим гендерную социализацию детей: освоение культуры поведения и общения: мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам; повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей, их творческого потенциала; родители воспитанников расширят свои знания об особенностях воспитания детей.