Воспитатели: Анучина Ольга Алексеевна, Форостовская Валентина Михайловна

воспитатель Анучина Ольга Алексеевна

консультация для родителей

"Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

 Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.
Плюсы использования гаджетов:

1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях.

Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний.

Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

!!!! Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы использования гаджетов:
1. Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.

3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

5. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.
 

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
1. Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.

2. Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

3. Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил:

  • Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
  • Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
  •  Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.

    Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

 

консультация для воспитателей

"Использование методов и приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ технологии)

в развитии творческих способностей дошкольников"

«Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»

К. И. Чуковский

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Все программы дошкольного образования включают в себя развитие творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

С 1999 года я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах образовательной программы. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В образовательной практике с детьми подбираем звуки к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления –Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением пиктограмм, по вертикали – героев литературных произведений. Дети с легкостью вспоминают название сказки и рассуждают о его характере. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового рассказа: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – героев, про которых будем придумывать новые истории. На соединении осей координат получается новый образ. Кроме того, дети придумывают название новым, несуществующим героям (например, коробочка + колобок = корбок, клубок +мышь = клубышь).

Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о рабочих инструментах, прослушанных литературных произведениях. В разделе речевого развития использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия –  на исполнительское творчество: первый круг – сказочные предметы, второй круг – литературные герои, в дальнейшем используются для сочинения рассказа, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив героя и предмет, придумать историю в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия на знакомство с предметами, из каких частей они состоят.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов: выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Приобщение к художественной литературе». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Речевое развитие», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики литературных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании литературного произведения.

Метод Мозгового Штурма я использую на каждом занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную сказку, а героев нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на творческих занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых, в смелого, преодолевшего все преграды наездника, в весеннюю радостную птичку.

Очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и чтения стихотворений по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

Так же я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
  • игры со звуками – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;

Показателем своей работы, я считаю тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с родителями нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись, а на празднике вместе с детьми смогли исполнить на придуманных и изготовленных своими руками самодельных шумовых музыкальных инструментах свою придуманную музыку.

Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

консультация для родителей

Здоровье и здоровьесберегающие технологии: воспитание детей в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования.

Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Безусловно; главной ценностью в условиях реализации его в дошкольных организациях выступает здоровье ребенка. Вся  ориентация учебно-воспитательного процесса, содержание и формы работы нацелены на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

Существует множество трактовок понятия “здоровья”, но суть их сводится к тому, что здоровье – важнейший и необходимый атрибут, условие существования и полноценной жизни человека.

Проблемой здоровья занимаются медики, психологи, педагоги. У каждого из них свои пути, но цель едина. Создать все условия, чтоб человек был здоров физически, психологически и нравственно.

Созданная и активно развивающаяся наука о здоровье - валеология поставила задачу –максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддерживание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды, которая решает всеми образовательными организациями.

Здоровье и отношение к нему формируется у ребенка с детства. Любое общеобразовательное учреждение должно будет носить оздоровительно - педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у ребенка потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков приятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми природой искусством.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (профессиональной компетентности педагогов, материальной базы, а также учета показателей заболеваемости детей).

Система здоровьесбережений в ДОУ включает в себя:

-комплекс закаливающих мероприятий;

-непосредственную образовательную деятельность по физической культуре;

-оптимизацию двигательного режима

-включение инновационных технологий оздоровления и профилактики;

-формирование валеологической компетентности ребенка, родителей и педагогов;

-организация рационального питания;

-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-соблюдение требований СанПиН к организаций педагогического процесса;

-комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья всех участников образовательного пространства.

Основным направлением здоровьесберегающией деятельности дошкольного учреждения является рациональная организация учебного процесса. Поэтому здоровьесбережение осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

После обеденного сна также должна проводиться оздоровительная работа, которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Например, в целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение: по ребристой доске; по следочкам (нашиты различные пуговицы); по массажному коврику; по гимнастической палке.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика снижает утомляемость глаз, расширяет зрительное поле, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, снижает спазм аккомодации глаз, служит профилактической нарушения зрения.

Важнейшим условием здоровьесбережения выступает обучение детей правильному дыханию. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует увеличению объёма дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры, регулирует дыхательный ритм, формирует навык рационального дыхания, формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Используется также пальчиковая гимнастика, артикуляционная, логоритмика, су-джок терапия, арт педагогические приемы и др.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников – активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализует совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

С этой целью проводят совместные физкультурные праздники и развлечения, беседы, консультации, практикумы. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует использовать весь арсенал педагогических средств, осуществлять работу по валеологическому воспитанию, решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно сообща.

Список литературы:

  1. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие,-М,: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Татаринкова Л.Г. российская школа здоровья и индивидуального развития детей: к проблемам пед. Валеологии: пособие, - СПБ,:СПбАППО,2004.

                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

 "Лепка – вид изобразительной деятельности детей"          

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

           В семье  изобразительных искусств, - отмечал И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

          Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином.

          Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концом пластилиновый столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

          Одновременно ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой,  строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

          Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ори