Физкульт Ура!

Для проведения спортивных занятий установлены: шведские стенки, сухой бассейн, баскетбольные щиты, гимнастические скамейки, мягкие модули, тренажерно-информационная система «Тиса», фитбол мячи, а также разнообразное игровое спортивное оборудование. На территории детского сада находится также участок для прогулок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием.

инструктор по физической культуре - Ермакова Ксения Павловна                                                                                                 

                            Консультация "Содержание здоровьесберегающей деятельности инструктора по физической культуре в аспекте требований ФГОС дошкольного образования"

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых целей в масштабах всей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования  РФ, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования». В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями, патологиями. Таким образом, не смотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день мы не имеем положительной динамики по этому вопросу, более того имеется отрицательная тенденция (более 45 % детей имеют проблемы со здоровьем). Основные причины снижения показателей здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья, низким уровнем познавательной активности. Стоит отметить, что сам ребенок не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья, здесь большую роль должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.

Здоровьесберегающая деятельность это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Группы здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;

- технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);

- коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок  и т.д.;

- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- физкультурные занятия;

- подвижные игры;

- дыхательная гимнастика (Система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Рекомендуется проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Занятия рекомендуется проводить ежедневно, длительность 3-6 минут);

- пальчиковая гимнастика (Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами, пальчиковые игры. Занятия рекомендуется производить ежедневно. Данная гимнастика способствует развитию: мелкой моторики рук, осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников);

- гимнастика для глаз (Система упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика необходима для: снятия глазного напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц. Упражнения выполняются стоя, продолжительность 2- 4 минуты);

- физкультминутки (Кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, повышении интереса детей к ходу занятия, создании положительного эмоционального фона. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети);

- физические упражнения после дневного сна;

- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);

- спортивные праздники;

- игротерапия (Привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе);

- ритмопластика (Инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита», развитие двигательных навыков, укрепление мышечного корсета. Организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Рекомендуется проводить дважды в неделю по 30 минут).

Для успешной реализации задачи сохранения и укрепления здоровья детей педагог дошкольного образования должен обладать определенными знаниями и компетенциями. В частности педагог должен владеть информацией, касающейся здоровья человека (особенно детей), обладать знаниями и умениями по формированию здорового образа жизни, знать факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей. Показателями личной готовности педагога являются: сформированность ценностно-мотивационной сферы, развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровьесберегающую деятельность (умение управлять своим поведением, эмоциями, физическая готовность, чувство долга и личной ответственности за конечный результат), положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стремление к совершенствованию уровня личной готовности вести здоровый образ жизни. Необходимость создания сотрудничества и сотворчества во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности является необходимым условием повышения качества здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации. Рост профессиональной компетенции педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями.  

                Литература

1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос. 2009. – 334 c.

2. Волошина Л. Технология подготовки специалистов дошкольного образования к физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. № 2. 2010. – C. 106-114.

3. Малярчук Н. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов // Педагогика. № 1. 2009. – C. 55-59.

4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие – М.: Сфера, 2008.

5. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. – М.: Просвещение, Росмэн, 2006. – 144 с.

6. Сергиенко Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников // Методист. №10. 2006. – С.63-68.

Консультация для родителей « Умные пальчики »

 «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»- так утверждала и доказывала на основе различных экспериментов известный педагог Мария Мантессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев кистей рук. Утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сечёнова доказали влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности. Следовательно,  развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Именно поэтому в дошкольном возрасте  важно создавать условия для накопления двигательного и практического опыта для развития навыков ручной умелости.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок.

Как же можно определить уровень развития тонкой моторики в раннем возрасте? Определить степень развития мелкой моторики у ребёнка можно так: Попросить малыша показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряжённые пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – не говорящие. До тех пор, пока  движения пальцев не будет свободным, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связанно это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически находятся рядом  друг с другом, следовательно, развивая одну функцию, мы стимулируем функцию другой.

Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребёнка импульсы поступают в головной мозг, активизируя деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулируют соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация ещё незрелых клеток головного мозга, « отвечающих» за формирование речи у ребёнка.

Речь в свою очередь оказывает влияние на формирование мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будут соответствовать возрастной норме, процесс развития мышления будет заторможен. Только ребёнок имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

В традиционные занятия по физической культуре по освоению первичных физических навыков, мной привносится обязательная гимнастика на мелкую моторику, с мячом и без мяча.

Просто выполнять движения ребёнку будет скучно, поэтому необходимо в развлекательной и весёлой форме привлечь внимание детей к выполнению необходимых движений, сопровождая проговариванием названия движения. Проговаривание названия или весёлого слова одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более чёткой и громкой, эмоциональной. Выполнение,  казалось бы, неуклюжих и смешных движений как: пингвины, страусы, старушки, вызывают у детей смех и радость. Что положительно влияет на эмоциональный фон детей и формирует хорошее восприятие и любовь к выполнению этих и последующих движений. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается при мыслительных операциях, то есть при непосредственном участии мышления.  Правильно подобранное музыкальное сопровождение  (квадратичная музыка) усиливает ритмичность движений и правильность их выполнения.

Чем старше ребёнок, тем больше приобретает значение развитие тонкой моторики пальцев рук для формирования его психических процессов.

Эффективная работа на развитие мелкой моторики будет лишь при условии   систематического её проведения с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Важно помнить, что развитие мелкой моторики, речи и мышления - это самые важные, фундаментальные аспекты при подготовке ребёнка к школе. А систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических и физических процессов.