Физкульт Ура!

Для проведения спортивных занятий установлены: шведские стенки, сухой бассейн, баскетбольные щиты, гимнастические скамейки, мягкие модули, тренажерно-информационная система «Тиса», фитбол мячи, а также разнообразное игровое спортивное оборудование. На территории детского сада находится также участок для прогулок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием.

инструктор по физической культуре - Уди Апрелина Хаксуовна                                                                                                 

Консультация для родителей « Умные пальчики »

 «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»- так утверждала и доказывала на основе различных экспериментов известный педагог Мария Мантессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев кистей рук. Утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сечёнова доказали влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности. Следовательно,  развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Именно поэтому в дошкольном возрасте  важно создавать условия для накопления двигательного и практического опыта для развития навыков ручной умелости.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок.

Как же можно определить уровень развития тонкой моторики в раннем возрасте? Определить степень развития мелкой моторики у ребёнка можно так: Попросить малыша показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряжённые пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – не говорящие. До тех пор, пока  движения пальцев не будет свободным, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связанно это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически находятся рядом  друг с другом, следовательно, развивая одну функцию, мы стимулируем функцию другой.

Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребёнка импульсы поступают в головной мозг, активизируя деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулируют соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация ещё незрелых клеток головного мозга, « отвечающих» за формирование речи у ребёнка.

Речь в свою очередь оказывает влияние на формирование мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будут соответствовать возрастной норме, процесс развития мышления будет заторможен. Только ребёнок имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

В традиционные занятия по физической культуре по освоению первичных физических навыков, мной привносится обязательная гимнастика на мелкую моторику, с мячом и без мяча.

Просто выполнять движения ребёнку будет скучно, поэтому необходимо в развлекательной и весёлой форме привлечь внимание детей к выполнению необходимых движений, сопровождая проговариванием названия движения. Проговаривание названия или весёлого слова одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более чёткой и громкой, эмоциональной. Выполнение,  казалось бы, неуклюжих и смешных движений как: пингвины, страусы, старушки, вызывают у детей смех и радость. Что положительно влияет на эмоциональный фон детей и формирует хорошее восприятие и любовь к выполнению этих и последующих движений. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается при мыслительных операциях, то есть при непосредственном участии мышления.  Правильно подобранное музыкальное сопровождение  (квадратичная музыка) усиливает ритмичность движений и правильность их выполнения.

Чем старше ребёнок, тем больше приобретает значение развитие тонкой моторики пальцев рук для формирования его психических процессов.

Эффективная работа на развитие мелкой моторики будет лишь при условии   систематического её проведения с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Важно помнить, что развитие мелкой моторики, речи и мышления - это самые важные, фундаментальные аспекты при подготовке ребёнка к школе. А систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических и физических процессов.