Через несколько месяцев ваш малыш пойдет в школу? Поздравляем, вы – мама первоклассника! Однако, между тем, как ребенок в первый раз наденет школьную форму и тем, как он начнет радоваться учебе, может пройти очень много времени. Какие трудности ожидают первоклассника и как помочь ему лучше адаптироваться в школе?
Школа – это необходимый и закономерный этап в жизни человека. К переходу на этот этап наша психика «готовится» несколько лет: формируются и закрепляются нужные навыки, зреет мотивационная готовность, растет способность к восприятию информации. К семи годам меняется ведущая деятельность: игра уступает место учению. Вроде бы, нет никаких предпосылок для того, чтобы семилетке было трудно в школе, но в реальной жизни все бывает иначе, чем в учебнике по детской психологии. Разберем, кто и как участвует в процессе адаптации к школе.
1. Ребенок
Развитие каждого конкретного ребенка идет по индивидуальному графику, отклоняющемуся в ту или иную сторону от «среднего по больнице». Поэтому, чтобы помочь именно вашему ребенку адаптироваться в школе, полезно показать его специалисту-психологу. На приеме вы узнаете, насколько ребенок способен удерживать внимание, слушать и слышать учителя, сдерживать свою активность без потери работоспособности. «Предупрежден, значит – вооружен»: имея четкие рекомендации от психолога, вы сможете поддержать своего малыша именно в том, что ему дается трудно.
Если страдает усидчивость, память, внимание, у вас впереди целое лето для того, чтобы подкорректировать «слабое» место будущего первоклассника. Если налицо мотивационная неготовность (ребенок еще не прошел до конца игровой этап развития) – стоит задуматься о том, чтобы отложить на год поступление в школу. Ведь лучше позже, но с большим удовольствием, чем сейчас и «через не хочу».
Если есть трудности с речевым развитием или обучаемость «хромает», то нужно задуматься о выборе подходящих условий, например класса КРО (коррекционно-развивающего обучения). В таком классе обучается не больше 10-12 детей, а учитель обладает необходимой квалификацией для помощи каждому ребенку. Дети, которые в обычном классе из 30 человек быстро оказывались бы на последней парте, в классе КРО полноценно включены в образовательный процесс.
2. Учитель
Личность педагога трудно переоценить: первый учитель может практически все. Он, как фея из сказки, превращает застенчивых детей в скромных, а медлительных – в серьезных и обстоятельных. Какая фея достанется именно вашему ребенку – добрая или злая? Понять это довольно трудно, но, если класс дружный, замечаний в дневнике мало, а вы постоянно в курсе дел – с учительницей вам, скорее всего, повезло. Если же какой-то элемент из этой картинки выпал – именно маме нужно приложить усилия для компенсации трудностей и проблем, которые первоклассник «приносит» из школы. Например, самой активно интересоваться у педагога, как идут дела у ребенка. Или позаботиться о том, чтобы дети были включены в общие дела (своими силами организовать экскурсию, детский праздник, спектакль ко Дню учителя). Если дневник ребенка весь «красный» от замечаний учителя, именно мама становится человеком, внушающим уверенность первокласснику.
Каким бы ни был учитель, мамина задача – донести до него важную информацию об особенностях характера, привычках, трудностях своего ребенка. Учитель, конечно, фея, но не телепат или экстрасенс. Он будет благодарен, если вы проявите готовность к сотрудничеству.
3. Одноклассники
В начальной школе дети – это группа под предводительством педагога. Но это не значит, что внутри этой группы нет своих «звезд» и «изгоев». Поэтому очень важно, чтобы у ребенка с самого первого дня в классе были хорошие друзья. Если малыш проходил у своей первой учительницы подготовку к школе и знает большинство ребят из класса – это идеальный вариант! В этом случае адаптация будет намного легче, чем если ребенок никогда не посещал групповых занятий. Если у ребенка мало опыта общения со сверстниками, полезно максимально использовать оставшееся до школы время – включить его в детский коллектив, много общаться, ездить в гости и гулять.
4. Семья
Семья – это огромный ресурс для помощи ребенку в адаптации к школе. Одновременно, семья может затруднять этот процесс, делать его острым и мучительным. То, как мама, папа и старшие родственники реагируют на школьные успехи и неудачи ребенка, играет здесь ключевую роль. Первоклассник нуждается в поддержке и одобрении, ему нужно помогать в планировании дня, с ним нужно вместе делать уроки. А, главное, нужно понимать: еще вчера он был дошколенком, и за один день ничего кардинально не изменится. Иногда родители первоклассника волнуются не меньше его, поэтому может быть полезным обратиться к психологу за консультацией. Специалист поможет избежать перегибов и создать действительно поддерживающую среду для ребенка.
Даже если ребенок совершенно готов к школе, то есть, хочет и умеет учиться, у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Это связано с тем, что школьная ситуация – совершенно новая для него. Даже у беспроблемного ребенка могут возникнуть сложности со сном, ухудшение настроения вплоть до замкнутости, снижения аппетита, тревоги и страха.
Весь этот набор является, по сути, реакцией детской нервной системы на школу, на новые правила и требования. Самостоятельно справиться с нарушением адаптации малыш не может, поэтому ему нужна квалифицированная медико-психологическая помощь.
Адаптация к школе – ключевой процесс для развития школьной успешности, поэтому важно использовать все возможные средства помощи первокласснику. Пусть его учеба будет радостной!
Невнимательный или рассеянный? / Что такое внимание и как им управлять.
Мир, который нас окружает, переполнен информацией. Она «обрушивается» на нас из внешнего мира со скоростью около 1000 сообщений в секунду, и человеческий мозг просто не в состоянии воспринять и проанализировать все сообщения. Если бы мы усваивали все, что увидели и услышали, возможно, мы лишились бы рассудка, но этого не происходит, потому что у нас есть защитный психический механизм — внимание.
Итак, внимание. Что это такое и зачем оно нужно? Впервые о внимании мы услышали в детском саду или в школе, и, как правило, в негативном контексте: «Ты опять не внимателен!» или «Перестань витать в облаках и послушай учителя». Природа наделила нас вниманием, чтобы в наше сознание попадала только самая важная информация. Внимание позволяет нам сосредоточиться на определенном предмете или процессе, которые для нас особенно важны. Например, когда малыш с игрушкой в руках переходит через дорогу, для него важней будет обратить внимание на дорогу, чем на игрушку (хотя последнее, безусловно, интересней).
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. Когда что-то нас настолько увлекает, что мы невольно обращаем на это внимание, забывая обо всем остальном — это проявление непроизвольного внимания. В этом процессе не нужно затрачивать усилия на восприятие информации, мы уже вовлечены. А вот при произвольном внимании приходится сосредоточиться на нужной информации, подключив волю и эмоции. И с этим чаще всего бывают проблемы у детей, которые довольно часто предпочитают интересные занятия в ущерб важным.
Всем нам знакомы ребята, которых называют неусидчивыми, которые не могут сосредоточиться, быстро отвлекаются и теряют интерес к задаче. Причины такой реакции мы рассмотрим ниже, а пока вкратце разберем характеристики внимания. Итак, внимание характеризуется объемом, концентрацией, переключаемостью, устойчивостью и распределением.
Объем внимания говорит о том, сколько объектов одновременно может заметить ребенок. Чем больше объем, тем больше разных деталей замечает малыш, и с большим количеством задач способен справиться.
Устойчивость внимания говорит о том, как долго ребенок может быть сосредоточен на задаче. Чем старше он становится, тем дольше может удерживать внимание даже на малоинтересных для него задачах. Старшеклассники находят удовольствие в решении задач, над которыми надо подумать.
Концентрация внимания говорит о том, как сильно способен ребенок сосредоточиться на выполняемой задаче, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Переключение внимания — скорость перехода с одной задачи на другую. Если ребенок после занятия одним предметом не может сразу заняться другим, это говорит о плохой переключаемости.
А распределение внимания позволяет держать в поле зрения одновременно несколько объектов, выполняя несколько задач.
При неумении ребенка сосредоточиться на чем-то одном, говорят о рассеянности. Однако, не всегда то, что мы считаем рассеянностью, таковой является. Незавязанные шнурки или невыученные уроки могут говорить не столько о рассеянности ребенка, сколько о том, что он был просто увлечен чем-то другим.
Что может стать причиной ослабления внимания? Да что угодно! Наличие соматических заболеваний или аденоидов, которые затрудняют носовое дыхание. Утомление после выполнения сложной и неинтересной работы. Нарушение режима дня. Стресс в школе: адаптация первоклассника, переход в новую школу, конфликт с одноклассниками и учителем. Конфликты в семье.
Как усилить внимание? Вывод напрашивается сам: необходимо создать правильный режим сна, учебы, развлечений, лечить соматические заболевания и следить за здоровьем, не перегружать психику ребенка в выходные дни (ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры). Не лишним будет создать благоприятную атмосферу дома, чтобы школьник знал, что дома его ждет любовь и понимание. Кроме перечисленного, существуют и специальные упражнения на тренировку внимания.
Родители часто задают вопросы, подобные этому: «Как с помощью медикаментов или витаминов повлиять на внимание и усидчивость?». Конечно, многие родители хотели бы, чтобы их дети хорошо учились, и в дальнейшем получили престижную специальность. Но дело в том, что специального средства, которое гарантированно повышало бы внимание, нет.
Большие тревоги маленьких детей
У доски неуверенный в себе первоклашка теряет дар речи, а на перемене горько оплакивает каждую неудачу. Как поддержать малыша и помочь ему справиться с тревогами?
Малыши бывают разные – одни смело лезут в любую лужу, а другие боятся продавца мороженого и воздушных шаров. Одни активно завоевывают мир, а другие обустраивают свой уютный уголок или норку. А есть такие дети, для которых любой самостоятельный шажок – это огромное дело! Причем, настолько опасное и непредсказуемое, что лучше за него даже не браться. Эти ребята боятся не только злого бабайки, но и любого взрослого, с опаской встречают новое, не доверяют даже себе и вообще-то не ждут от мира ничего хорошего.
Психологи связывают такое детское поведение с высоким уровнем тревожности. Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А базовая тревога является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.
Ситуативную тревогу могут вызвать самые разные явления и события. Для детей с устойчивой нервной системой травмирующими ситуациями могут быть: развод родителей, переезд, тяжелая болезнь или другие изменения (даже такие радостные, как рождение братика или сестрички). Пошатнуть доверие к миру у малышей с неустойчивой нервной системой может даже мелочь – если эта мелочь была для ребенка важна. Внезапное изменение планов, перестановка мебели, новая кофта вместо любимой водолазки – любое из этих событий может вызвать у ребенка большую тревогу.
Наличие базовой тревоги означает, что ребенку трудно положиться на мир, довериться обстоятельствам и ожидать чего-то хорошего. Такой малыш очень ценит постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Тревожный ребенок не уверен в себе, боится совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняет задания в ситуации дефицита времени – например, когда нужно решить задачку быстрее всех. Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, когда нужно в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и познакомиться с огромным количеством новых детей. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации и успешной учебы. А если малыш еще и предъявляет к себе повышенные требования (например, учиться хорошо и радовать маму), то первые неуспехи в школе становятся настоящей трагедией!
Для улучшения самочувствия тревожного ребенка требуется длительная психологическая работа со всей семьей. Однако жизнь диктует свои правила и ребенок-первоклашка успеет возненавидеть школу, пока эта работа даст свои первые результаты. Поэтому для коррекции тревожности специалисты рекомендуют комплексный подход: кроме занятий с психологом очень полезны соблюдение режима дня, спортивные занятия для снятия эмоциональной нагрузки и прием мягких успокаивающих препаратов.
О приставке «гипер» и «трудном» ребенке
Психологи, врачи, педагоги постоянно слышат от мам, что их дети отличаются гиперактивностью. Причем, счастливые родительницы часто говорят об этом с особой гордостью, как будто описывают новейший реактивный самолет, а не ребенка. Если бы они знали, что в этот момент ставят своему чаду диагноз, то, может быть, воздержались от приставки «гипер» и называли своего непоседу просто активным.
Сегодня речь пойдет об особом неврологическом синдроме – гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Сейчас все больше детей получают в свою медицинскую карту эти буквы, поэтому стоит разобраться, что это за «гипер» такое!
Есть три категории детей с похожим поведением: гиперактивные дети, тревожные дети и «просто» активные дети.
Вторую категорию составляют малыши, которые по каким-то причинам не могут быть уверены в себе и в окружающем мире. Они очень боятся сделать ошибку и сомневаются в большинстве своих действий. Некоторые их них выглядят «тихонями», а некоторые, наоборот, непоседливыми егозами.
В третью категорию попадают дети с крепкой нервной системой, отличным настроением, жаждой деятельности и активной позицией в освоении мира. Они не могут сидеть на одном месте, им многое интересно и все хочется попробовать.
Чем гиперактивный ребенок отличается от «просто» активного малыша? – В игровой ситуации эти два воображаемых мальчика ведут себя одинаково: хватаются за все игрушки подряд, бегают по комнате, тараторят без умолку и устраивают салют из карандашей. Однако попросите их нарисовать Бетмэна или Человека-Паука, и вы сразу увидите разницу. Нет, она не в изобразительных способностях малышей, а в том, КАК они будут рисовать. Обыкновенный активный малыш стремительными росчерками обозначит фигуры на листе и будет таков. Необыкновенный «гиперактивник»… не выполнит задание. Только присев, он уже вскочит, привлеченный шумом за окном. А вернувшись к столу, уже забудет, что нужно было что-то рисовать, и начнет делать из альбомного листа самолетик. Впрочем, и самолетик он не доделает, так как увидит муху на столе и побежит на «охоту».
Чем гиперактивный малыш отличается от тревожного ребенка? Тревожный, не уверенный в себе маленький человек тоже, скорее всего, не сможет завершить рисунок, но вовсе не потому, что отвлекся, а потому, что не верит в свои силы. Там, где «гиперактивник» уже не может сосредоточиться, тревожный товарищ боится и не хочет продолжать. Если заверить его в успехе предприятия, он все же дорисует картинку.
Итак, гиперактивный ребенок с дефицитом внимания не может делать одновременно три дела: сидеть, выполнять задание и сохранять тишину. Ему доступны только два из трех дел в один и тот же момент. Представьте, каково такому ребенку в школе – он постоянно ерзает на стуле, шуршит бумажками, роняет карандаши – и это все для того, чтобы оставаться включенным в образовательный процесс! И проявления этого синдрома снижаются или вовсе сходят на нет только в подростковом возрасте – к этому моменту на ребенка уже успеют навесить ярлык «двоечника» и «клоуна». Некоторые «гиперактивники» успевают сменить по несколько школ (в том числе, и под давлением недовольных обстановкой на уроке родителей других детей), пока найдут учителя, умеющего работать с этой категорией детей. Однако не только мастерст